АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Авторы и ведущие программы:

представитель Управления Росприроднадзора Российской Федерации


Субботинская Валерия Александровна

ведущий юрист ООО "Центр правовой экологии" (г. Москва)

юрист-практик, имеет многолетний опыт исследовательской, аналитической и консультационной работы в области проблем применения природоохранного законодательства, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о водоотведении.

Автор многочисленных публикаций в экологических правовых изданиях. Имеет опыт представительства интересов юридических лиц в арбитражных судах, Верховном суде Российской Федерации.


Фильченкова Ольга Александровна

Начальник отдела экономики природопользования Департамента финансово-экономического обеспечения МИНПРИРОДЫ России (Москва)

Автор  44 публикаций, в том числе автор первого и единственного в РФ учебного пособия по РОП и экосбору (рекомендовано УМО Российской Академии Естествознания),
Член секции общесистемных проблем государственной политики в сфере природопользования и экологии Научно-технического совета Минприроды России,
Член Совета по международному сотрудничеству в области обращения с отходами при Минприроды России,
Член российско-китайского Экологического совета,
Соавтор программы для ЭВМ "Care for Nature",
Эксперт интернет-сервиса "Эковопрос"


Для кого:

Руководителей, технических директоров, главных инженеров предприятий и организаций, специалистов экологических служб, экологов предприятий и организаций
Руководителей и специалистов проектных организаций
Экспертов, работающих в сфере охраны окружающей среды и занимающихся вопросами охраны атмосферного воздуха
Глав администраций городских округов и муниципальных районов


Описание программы:

ПРОГРАММА 28 марта 2022 г. Спикер: Фильченкова Ольга Александровна (г. Москва)
с 06:00 до 09:30 по московскому времени

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ в 2022 году

Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды: направления, виды, меры. Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности, налоговые и неналоговые льготы. Целевое использование средств экологического сбора и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Федеральный закон от 02.07.2021 № 356-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ": расширение перечня мер поддержки деятельности в области обращения с отходами. Меры стимулирования вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Построение экономики замкнутого цикла. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Поддержка проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа. Цели и направления устойчивого развития РФ. Какие проекты являются «зелеными»? Развитие инструментов «зеленого» финансирования. Меры в сфере природопользования и охраны окружающей среды по поддержке бизнеса в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы платы (с учетом «регуляторной гильотины»). Лица, обязанные вносить плату. Порядок исчисления платы для объектов разных категорий с учетом перехода на новую систему нормирования негативного воздействия на окружающую среду. Повышающие и понижающие коэффициенты, применяемые при исчислении платы, в т.ч. для «безкатегорийных» объектов. Разбор практических кейсов. Исчисление и уплата квартальных авансовых платежей. Федеральный закон по льготам по авансовым платежам: в чем «подводный камень»? Зачет и возврат излишне уплаченной суммы платы с учетом изменений в Бюджетный кодекс РФ, принятых в 2021 году. Ставки платы на 2022 и последующие годы. Как сэкономить на плате. Представление и заполнение декларации о плате. Типичные ошибки природопользователей. Планируемые изменения по плате. Ответственность за невнесение платы.

«РАСШИРЕННАЯ» ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ/ИМПОРТЕРОВ ТОВАРОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих вопросы РОП и экологического сбора в отношении 2021 отчетного года (с учетом «регуляторной гильотины»). Понятийный аппарат по РОП: ключевые термины и определения. Разграничение ответственности за выполнение нормативов утилизации и уплату экосбора (разбор на примерах). Реализация РОП: перечень лиц, попадающих под действие РОП, что входит в понятие самостоятельная утилизация, способы ее исполнения, что необходимо знать хозяйствующим субъектам, чтобы самостоятельно реализованная РОП была зачтена контролирующим органом. По какой форме делать акт утилизации отходов от использования товаров? Взаимозаменяемые товары и упаковка товаров. Ответственность в рамках РОП и за неуплату экосбора. Ставки экосбора на 2022 и последующие годы. Нормативы утилизации на 2022 и последующие годы. Расчет суммы экологического сбора. Что учитывать при подаче отчетных документов по РОП за 2021 отчетный год? Льготы при исполнении РОП. Особенности утилизации отходов I и II классов опасности и их влияние на исполнение РОП. Концепция совершенствования института «расширенной» ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки. Планируемые изменения НПА в части РОП и экологического сбора.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Страхование ответственности природопользователей. Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ": особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов. Проект федерального закона «Об экологическом аудите и экологической аудиторской деятельности». Финансовое обеспечение осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая возмещение в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов (на суше и на море). Таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде, планируемые изменения в них.

 

ПРОГРАММА 28 марта 2022 г. Спикер: Субботинская Валерия Александровна (г. Москва)
с 09:30 до 11:30 по московскому времени

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 2022: ПРИМЕНЕНИЕ "РЕГУЛЯТОРНОЙ ГИЛЬОТИНЫ", ОБНОВЛЕННЫЕ ПОДЗАКОННЫЕ НПА В ОБЛАСТИ ООС

Рассмотрение отдельных подзаконных НПА, регулирующих отношения в области ООС:

Новый Порядок ведения учета в области обращения с отходами: чем старые правила ведения учета отличаются от измененных правил, какие требования установлены к инвентаризации отходов (формированию перечня образуемых отходов), методы ведения учета, заполнение таблиц учета и периодичность обобщения данных учета.

Порядок паспортизации отходов: требования к составлению паспорта отходов, включенных в ФККО; "временные" паспорта отходов, не включенных в ФККО, взаимодействие с Росприроднадзором в рамках процедуры отнесения отходов к конкретному классу опасности и паспортизации отходов I-IV классов опасности; выбор способа отнесения отходов к конкретному классу опасности; споры с Росприроднадзором о классе опасности отходов: практика правоприменения и судебная практика.

Разработка и утверждение НООЛР по новым правилам: какие хозяйствующие субъекты обязаны разрабатывать и утверждать НООЛР, особенности разработки ПНООЛР для объектов различных категорий; определение необходимости согласования или утверждения ПНООЛР с участием надзорного органа; значение ПНООЛР для получения/оформления природоохранной документации и внесения платы за НВОС при размещении отходов.

Лицензирование в области обращения с отходами: новый перечень лицензионных требований; особенности лицензирования в случае "мобильного", "передвижного" характера деятельности; случаи, при которых не требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения для осуществления деятельности; транспортирование отходов как лицензируемый вид деятельности, наличие прав на земельный участок при осуществлении деятельности по размещению отходов как лицензионное требование; переоформление лицензии: основания, порядок, особенности.

НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ I И II КЛАССОВ ОПАСНОСТИ С 01 МАРТА 2022 ГОДА

Новый порядок передачи отходов I, II классов опасности по договору с федеральным оператором. Основания для отказа от заключения договора с федеральным оператором. Особенности взаимодействия образователей отходов с лицами, оказывающими услуги по обращению с отходами I и II классов опасности, после введения новой системы обращения с отходами I, II классов опасности. Условия и сроки прекращения действия договоров на оказание услуг в области обращения с отходами I, II классов опасности, заключенных до вступления в силу изменений.

 

ПРОГРАММА 29 марта 2022 г. Спикер: Субботинская Валерия Александровна (г. Москва)
с 06:00 до 09:15 по московскому времени

НОРМИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА: Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах <…>, утв. Постановлением Правительства от 09.12.2021 г. № 2055; требования к разработке (расчету) нормативов допустимых выбросов с учетом категории объектов; временно разрешенные выбросы: условия, порядок установления. Проблемы установления ВРВ в отношении объектов II и III категорий;

Инвентаризация выбросов по новым правилам с 01 марта 2022 г. "Порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки", утв. Приказом Минприроды России от 19.11.2021 г. № 871.

Нормирование и учет при пользовании водными объектами, в том числе для цели сброса сточных вод: Методика разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей, утв. Приказом Минприроды России от 29.12.2020 г. № 1118; особенности разработки и установления НДС и ВРС в отношении объектов I, II и III категорий; новый Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. № 903.

САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ. РАЗРАБОТКА И УСТАНОВЛЕНИЕ В 2022 ГОДУ

Действующий порядок разработки и установления СЗЗ: общие требования к необходимость разработка проекта СЗЗ и определению ограничений использования земельный участков в границах СЗЗ; оценка риска здоровью населения: всегда ли требуется; требования к количеству исследований (измерений) для цели подтверждения достаточности размеров СЗЗ; на каком этапе проводятся исследования (измерения): до установления СЗЗ или после установления СЗЗ; решение об установлении СЗЗ как условие выдачи разрешения на строительство объектов; в каких случаях СЗЗ не может быть установлена; установление СЗЗ по границе предприятия: необходимо или невозможно?

Будущие изменения правового регулирования: обзор проекта Положения о санитарно-защитных зонах; для каких объектов не потребуется устанавливать СЗЗ; обновление процедуры разработки и установления с СЗЗ с 01.01.2022 года;

Установление СЗЗ в отношении действующих объектов: в отношении каких объектов СЗЗ не устанавливается; новые сроки исполнения обязанности по подаче заявления об установлении СЗЗ в отношении объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека; как расценивать и как оспаривать требование надзорного органа о необходимости разработки проекта СЗЗ и установления СЗЗ в настоящее время;

Установление ограничений использования земельных участков в СЗЗ: с какого момента ограничения считаются установленными; внесение сведений о границах СЗЗ в ЕГРН и возмещение убытков собственникам таких земельных участков.

ВОДООТВЕДЕНИЕ ЧЕРЕЗ ЦСВ В 2022 ГОДУ

Требования к составу и свойствам сточных вод: порядок и особенности установления нормативов; причины, по которым нормативы состава сточных вод могут быть оспорены; разница между нормативами состава сточных вод и требованиями к составу и свойствам сточных вод; планы снижения сбросов: основания для разработки; порядок согласования и реализации; контроль за реализацией плана со стороны надзорных органов.

Основания и порядок взимания различных видов плат при сбросе в ЦСВ сточных вод ненормативного качества: плата за превышение нормативов состава сточных вод; плата за негативное воздействие на ЦСВ; в каких случаях взимание платы будет являться незаконным;

Контроль за составом и свойствами сточных вод: обзор новых требований к порядку проведения контроля; периодичность контроля; значение декларации о составе и свойствах сточных вод; основания и порядок представления; основания и последствия отклонения декларации организацией ВКХ; применение декларации для целей взимания платы; правила параллельного отбора проб сточных вод. Обследование объектов абонента ЦСВ как новый способ контроля. Установление автоматических устройств контроля качества сточных вод.

 

ПРОГРАММА 29 марта 2022 г. Спикер: представитель центрального аппарата Росприроднадзора (г. Москва)
с 09:30 до 11:30 по московскому времени

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР: НОВЕЛЛЫ ОСУЩЕСТВЛЕИЯ НАДЗОРА. РЕАЛИЗАЦИЯ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ДЕЙСТВИЙ.  РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ ПО ВОПРОСАМ ООС

Общие сведения о государственном экологическом надзоре. Порядок исполнения государственной функции по осуществлению государственного экологического надзора. Права должностных лиц, объекты государственного экологического надзора. Требования, предъявляемые органами государственного экологического надзора при проверке предприятий.

Новый порядок проведения государственного экологического надзора с 2022 г. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре)… (ФЗ № 248-ФЗ) в редакции на 01 ноября 2021 г. Изменяются подходы к определению объектов контроля, процедуры надзора, появились новые контрольные (надзорные) действия и мероприятия.

Новые подзаконные акты (Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)", в редакции на 01 января 2022 г.

  • Регуляторная гильотина и новый закон о надзоре.
  • Объекты государственного экологического надзора федерального и регионального уровней.
  • Новые виды контрольных (надзорных) действий и контрольных (надзорных) мероприятий.
  • Профилактические мероприятия.
  • Плановые проверки. Особенности формирования планов проверок, процедуры проведения.
  • Внеплановые проверки. Порядок и основания проведения.
  • Категории риска объектов контроля. Основания повышения и понижения.
  • Грубые нарушения при проведении контрольных (надзорных) мероприятий. Особенности обжалования действий надзорного органа.
  • Экологический надзор при строительстве и реконструкции, в частности объектов НВОС I категории.
  • Применение проверочных листов (список контрольных вопросов) при проведении плановых проверок, проводимых в отношении объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Защита прав хозяйствующих субъектов при проведении проверок. Возбуждение и производство по делам об административных правонарушениях. Рассмотрение дела об административном правонарушении. Защита и обжалование дел об административных правонарушениях. Обжалование результатов проверок. Возражения на акт проверки. Недействительность результатов проверки. Пересмотр результатов проверки, в досудебном и судебном порядке.

ВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ (ПЭК). ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ПЭК (Приказ Минприроды от 15.04.2018 № 74). ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И О РЕЗУЛЬТАТАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЭК. ПРОГРАММА ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ АВОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Нормативно-правовое регулирование осуществления ПЭК на предприятии с 2022 г.. Введение в действие программы ПЭК, сроки хранения результатов ПЭК, внесение изменений в программу ПЭК, программа создания системы автоматического контроля как дополнение к программе ПЭК, сроки и порядок отчетности ПЭК), требования законодательства в части лабораторного контроля осуществления ПЭК  (лабораторный контроль как часть ПЭК, особенности метрологического обеспечения ПЭК).

Содержание программы ПЭК. Разбор Приказа Минприроды от 15.04.2018 № 74, в редакции на 01 марта 2022 г. Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК. Сведения о периодичности и методах осуществления ПЭК. Формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (ред. от 23.11.2021) "Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля"

Порядок и сроки предоставления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Требования к лабораториям, осуществляющими ПЭК.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Место проведения:

ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ


Время проведения:

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 28 и 29 марта 2022 г. с 6.00 до 11.30 по московскому времени

Цена

19 700 ₽ В СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ ВХОДЯТ: именной сертификат, авторский раздаточный материал от спикеров, видеозапись онлайн-трансляции.

Мы используем cookie для наилучшего представления нашего сайта и удобства пользователей. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках браузера.

Мы серьезно относимся к защите персональных данных. Ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности

Закрыть